Введение
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание - все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И всё таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить...
К сожалению, тема наркомании давно стала привычной и понятной большинству граждан нашей страны.
Мы не только узнаём наркоманов в толпе, но, как ни трудно об этом говорить, многие из нас столкнулись с фактом употребления наркотиков в кругу друзей. Уже давно известно, что не менее половины молодых россиян хотя бы однократно принимали с токсиманической целью тот или иной наркотик. С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотиков, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.
Наркомания - это не просто болезнь в медико - биологическом смысле, это ещё и образ жизни, точнее - существования; это дорога, ведущая в никуда; это разрушение интеллекта, души, тела…
Начиная с середины 80-х годов, российское общество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Имеется в виду стремительное распространение наркомании и вовлечение в сферу потребления наркотических веществ детей подросткового и юношеского возраста. Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации.
В такой сложной ситуации в материальной среде молодой человек «теряет» себя, происходит искажение его системы ценностей. Вследствие этого у молодежи появляется чувство нереализованности, ненужности окружающему миру. У большинства людей появляется неуверенность в себе, в своем завтрашнем дне. Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевая профессиональные и бытовые трудности.
В последнее десятилетие во всем мире резко возросли производство и продажа наркотиков. Это, прежде всего, связано с огромной доходностью: цена одного грамма героина превышает себестоимость в 1000 раз! Это развивающееся грязный бизнес принес в реальную жизнь огромное количество проблем.
Увеличилось число больных с диагнозом «наркомания». Расширился круг торговцев. Есть все основания утверждать, что наркотики проникли во все социальные и возрастные группы с одновременным расширением географических границ их распространения. Нет ни одной возрастной группы, кроме пенсионеров старших возрастов, среди которых не оказалось бы больных наркоманией. Особенно растет их число среди молодежи и женщин в возрасте до 30 лет.
Постоянно растет заболеваемость наркоманией среди подростков. Число молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать. Но при этом, сегодня вряд ли можно найти подростка, который бы не знал о смертельной опасности наркотиков. Очевидно, что это знание в большинстве случаев никого не останавливает. Что же заставляет молодых людей начинать употребление наркотиков? Это главный вопрос, на который необходимо искать ответ. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией - это проблема социально-психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения. Наркомания – проблема молодежная. Дети, подростки, студенты являются теми социальными группами населения, которые в большей степени, подвергаются давлению со стороны наркокультуры и наркобизнеса. На протяжении веков проблема употребления наркотических веществ не вызвала в обществе такой большой озабоченности, как в настоящее время. Это объясняется несколькими причинами. Во – первых, наркотики использовались в разных культурах. Во вторых, употреблением наркотических веществ увлекалось небольшое количество взрослых людей, у которых была осознанная цель их употребления. В – третьих, потребители наркотических веществ не были опасны для общества.
История о наркомании
Что такое наркомания? Греческое слово «нарке» означает оцепенение, онемение; «мания» – безумие, страсть.
С древнейших времен человек испытывал потребность в чуде, в уходе от реального мира. Вера в сверхъестественные силы подкреплялась знаниями о растениях, способных на некоторое время приоткрыть человеку другую реальность. Существуют гипотезы о том, что еще 25 тысяч лет назад люди узнали об их таинственном действии. Первооткрывателями наркотиков стали китайцы, греки.
Многолетними исследованиями наркомании было обнаружено, что наркозависимость формируется в присутствии трех факторов: наличия наркотика, которому присваивается магическая сила, определенных обстоятельств и внутренней предрасположенности к аффективным недостаткам. Наркотики оказывает объективное непосредственное воздействие на человека, но и химическая природа недостаточно изучена, чтобы определить расстройства личности. Эти существующие расстройства при приобщении человека к наркогенным веществам активизируются и становятся заметными.
Наркотики – это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие.
Главным критерием является вопрос: ведет ли употребление наркотика к развитию зависимости (психологической или физической), которая рассматривается как болезнь.
Пристрастие часто определяют как стремление к определенному состоянию, переживанию, которому подчиняется разум. Пристрастие к наркотику выражается в физической и психологической зависимости от вещества, дозу которого зависимый должен повышать, чтобы достичь желаемого.
Истоки ранней наркотизации могут быть самыми разными и определяться как внутренними, так и внешними причинами.
3. Понятие и сущность факторов риска формирования наркозависимости у подростков
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании проявляется общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому - пугающим, боязнь наркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы.
Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то “функционировать”, - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ.
“Выдавливание” наркомана из “нормального” общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать.
Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. Примером может послужить такой миф, что наркоман при принятии наркотика испытывает неземное наслаждение. На самом деле это выдумка самого наркомана. Наслушавшись о “наркотическом блаженстве”, он создает у себя в мозгу иллюзию, которая вследствие воздействия наркотика и проявляется. Сам наркотик как таковой лишь катализатор выдуманных ощущений.
В то же время наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам. Дело в том, что субкультура “смягчает” восприятие явлений, на которые люди, за пределами субкультуры, смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании, и ее появление и развитие - неизбежный процесс. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об “антисистеме” и явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления. Наркотическая зависимость - появление необходимости систематически принимать вещества, меняющие психическую регуляцию организма. Само выражение «Зависимость от наркотиков» кажется весьма странным: разве может организм зависеть от веществ, являющихся в прямом смысле слова ядовитыми? Оказывается, может. А как зависимость возникает?
За счёт особенностей своего химического строения наркотика удаётся воздействовать на обменные процессы, протекающие в клетках мозга и вызывать эйфорию. Однако в результате такого воздействия связь между клетками нарушается, и клетки не могут нормально взаимодействовать друг с другом в отсутствии наркотика. А это, в свою очередь, означает, что нарушается процесс регуляции функций организма. Человек начинает испытывать чувства дискомфорта, раздражительности, возникает ощущение нездоровья, в общем, состояние так себе. После приёма наркотика, который на время восстанавливает нарушенный им же химические связи между клетками мозга, симптомы нездоровье пропадают, улучшается настроение и так далее. Но всё это лишь передышка - и как только действие наркотика заканчивается, волна плохого самочувствия и настроения вновь накатывает.
Получается, что наркотик, вызывающий устойчивое изменение в сложных биохимических процессах, протекающих в мозге, одновременно способен формировать иллюзии о своих исцеляющих способностях. Человек оказывается в замкнутом круге - он использует наркотик для того, чтобы избавится от неприятных переживаний и ощущений, использование же одурманивающего вещества всё более и более усиливает эти неприятные ощущения. Работа организма действительно теперь зависит от наркотика, у человека формируется наркотическая зависимость, считающаяся болезнью.
Симптомы начала формирования зависимости зачастую оказываются незаметными для употребляющего наркотик. Человек самонадеянно считает, что он контролирует процесс: «когда захочу- брошу», не подозревая, что он уже «оказался на крючке». Первыми звоночками, предупреждающими об опасности, являются периодически возникающее желание попробовать наркотик, приятные чувства при воспоминании о пробе наркотика. Это свидетельство сформированной психической зависимости.
Выделяют четыре этапа возможного развития наркогенной заражённости молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств, того, кто использует наркотики.
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опасности наркотиков, он попадает под влияние окружающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомерны. Получается, что первое знакомство с наркотиками многих молодых людей могло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опасной ситуации.
Чаще всего при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает. О причинах этого говорилось выше. Школьники обычно утверждают, что «ничего не ощущали», затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений («кружилась голова», «повело в сторону») или утверждают, что ощущения были неприятные: «тошнило», «болела голова»).
Первая проба, как правило, не приводит к реальным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху наказания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.
Школьники неохотно идут на обсуждение этой темы, поскольку считают учителей и родителей некомпетентными (ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, по мнению молодых людей, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия).
В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.
На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика.
Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в деятельности системы подкрепления, вызванного использованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую.
На третьем этапе снижается сила и «приятность» эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрослые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное». Дело в том, что у использующего наркотики возникают «необъяснимые», С точки зрения стороннего наблюдателя, колебания настроения, не всегда понятны мотивы его поведения.
Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции, или ломки, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подростков: «Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума». Чтобы снять ломку, наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что способствует ей.
Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей как права вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Наркомания чаще всего является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями среды жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ.
3.1 Социальные факторы наркотизации
Формирование личности подростка не происходит изолированно от общества, и во многом зависит от его особенностей, поэтому рассматривать проблему наркомании в отрыве от социально-культурного контекста было бы неверно. В нашей стране кризис подросткового возраста усугубляется общественным и экономическим состоянием государства.
Причины наркомании - в неправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми и общественными институтами. Но эти причины проявляются не сами по себе, а через конкретные жизненные обстоятельства, которые могут иметь и случайный характер. Индивидуальные психофизиологические особенности личности подростка тормозят или же, напротив, облегчают действие указанных причин, способствуют или препятствуют возникновению тяги к наркотикам.
Нестабильность в обществе порождает кризис в отношениях между детьми и взрослыми, отчуждение их друг от друга. В результате подросток находится в состоянии значительной неопределенности, незащищенности, из которого ему трудно выйти самостоятельно, без посторонней помощи. Это вызывает у него неуверенность, тревогу, пессимизм.
Подросток нуждается в примере, которому можно было бы доверять и подражать. Это характерная черта подросткового возраста. Но те примеры, которые может предложить традиционная культура, не выдерживают критики с точки зрения современности, взрослые не могут предоставить детям эффективных моделей поведения.
Кто может стать образцом поведения для ребенка? Только человек, который не боится быть личностью, проявлять себя в создании собственной судьбы. Но это очень сложный процесс - самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, поэтому многие люди предпочитают "жить как все". И тогда подростковый протест - это протест не против взрослых как таковых, а против этого "серого" "как все". В поисках себя, собственной целостности подросток идет не в семью, а вовлекается в молодежную субкультуру. Первостепенная значимость для подростка группы сверстников и удаление семьи на второй план сегодня могут быть связаны не только с особенностями возраста, но и с тем, что взрослые, в основном, оказываются бессильными перед проблемами ребенка. В молодежной среде наблюдается постепенное сближение подростковой и наркоманской субкультур, в частности, используется одинаковый сленг, похожие атрибуты и стереотипы поведения, понятия и представления о мире.
Наркомания является социально "заразным" заболеванием, распространение которого происходит внутри социальных групп. Изолированное существование наркомана невозможно, вокруг него быстро образуется компания людей, объединенных "общественно значимой" целью.
5. Психологические факторы риска формирования наркотизации у подростков
Тревога является постоянным спутником жизни подростка. Это и тревога, вызванная неопределенностью самого подросткового возраста, которая усугубляется кризисом ценностей в обществе, и тревога внутри семейного происхождения, причины которой чаще всего не могут быть осознаны. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Каждый ребенок знает, что наркотик несет в себе смертельную опасность, но пока подросток сам не сталкивается с ней, опасность остается неопределенной.
Как это начинается или почему молодые люди начинают принимать наркотики
Существует несколько причин приема наркотика:
Социальные:
· Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья );
· Широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
· Неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
· Проживание в районах с низким имущественным цензом (районы городского дна)
Конституционно-биологические:
· Наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.
Традиционные:
· Культурное потребление психоактивных веществ в данной местности.
Индивидуально-психологические:
· Подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
· Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
· Стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
· Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
· Протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
· Любопытство;
· Подчинение давлению и угрозам.
Формирование болезненного влечения к наркотическим веществам происходит на фоне их привычного употребления и во многом зависит от характерологических особенностей личности и наркогенности препарата.
Из всего этого хочу выделить три наиболее распространенные причины, приводящие к употреблению наркотиков:
1. От скуки (из любопытства);
2. За компанию;
3. Уйти от реальности и проблем.
4. Профилактика наркомании
Цель профилактики – помочь человеку развить в себе сильную социальную личность и избежать факторов риска.
7.1 Виды профилактики:
Различают следующие стадии профилактики:
- первичная профилактика – недопущение развития рискованного поведения;
- вторичная профилактика- уменьшение их действия;
Третичная профилактика – этот вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни, стараясь унять боль и помочь реабилитации. Остановимся на первичной профилактике. Под первичной профилактикой понимается система мер, направленная на развитие психологических характеристик личности, обеспечивающих общую устойчивость личности к наркотической контаминации Профилактика наркомании 1 уровня – это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая определенных знаний по проблеме.
4.1 Факторы защиты
Некоторые дети и подростки, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотики. Исследования показывают, что от этого их удерживает, по видимому целый ряд защитных факторов.
1.Чувство юмора внутренний самоконтроль, целеустремленность 2.Важность взаимоотношений 3.Привязанности и уважение законов и норм общества, школы, группы, семейных стандартов, исключающих употребление наркотиков 4.Преданность и близость 5. Наличие увлечений 6.Интерес к религии В связи с вышесказанным изучение проблемы влияния неблагоприятных факторов формирования аддитивного поведения у подростков имеет большое значение. Учитывая, что до настоящего времени до конца не ясны все аспекты биологических, социальных, психологических факторов, их взаимосвязь в формировании наркозависимости, не менее важное значение имеет причинно-следственная связь в понимании этой проблемы. На сегодняшний день существует множество причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотики, способные вызвать наркотическое опъенение. Неспособность правильно оценивать возможные последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность к подражанию – прекрасная почва для первых проб наркотиков и токсических веществ. В целом причины можно разделить на две большие группы.Первая группа – специфические особенности поведения, характерные именно для этого возраста, когда подростки часто не могут противостоять отрицательному влиянию извне. Школьному возрасту свойственны специфические особенности поведения и порой неадекватные ответные реакции на различные внешние воздействия. Чаще всего нарушения поведения встречаются у подростков с психопатиями и акцентуацией характера, что в дальнейшем подтверждается при врачебном обследовании. Вторая группа причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотические вещества, - это личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, которые в последние время реагируют все чаще. Первые проявления психических заболеваний наблюдается именно в этом возрасте, когда бурно идет гормональная и психическая перестройка организма. Несовершеннолетний не может реализовать себя в учебе, спорте, музыке и ищет необычных ощущений, веселья, радости в асоциальной среде, употребляя наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Негативные факторы, оказывающие вредное воздействие на мозг,- заболевания центральной нервной системы. Аномальному поведению детей, имеющих нарушения со стороны центральной нервной системы, в огромной степени способствуют недостатки воспитания в семье, школе, других детских учреждениях.Нужно признать, что проблема распространения и употребления наркотиков и алкоголизм в России являются общенациональными, требующими незамедлительных действий со стороны государства.В первую очередь необходима мощная информационно-пропагандисткая компания, компания социальной рекламы. Она должна быть направлена на молодежь, родителей, педагогов, руководство страны. Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует развития сотрудничества с другими странами.
Заключение
Общество, чистое от наркотиков, - это общество, в котором на тысячу населения приходится всего один наркоман. Сегодня в России – один наркоман на сто человек. Легких рецептов остановить наркотики нет. Легализация их потребления - это не решение проблемы. Для прекращения наркоэпидемии понадобится желание всех людей и воля политиков. Низкие зарплаты вынуждают родителей работать на двух – трех работах, из-за этого не остается времени на общение с детьми. Норвежские ученые доказали: чем больше времени родитель проводит со своим ребенком, тем меньше вероятность того, что ребенок станет пробовать запрещенные наркотики. Если родители не научили ребенка ценить жизнь во всех его проявлениях, жить естественными радостями, не прибегая к помощи смертельного допинга, последствия могут плачевными. В борьбе с наркотиками нет и не может быть легких путей. Наркоэпидемия диктует направления поиска эффективных мер борьбы с ней. Необходимо изменить сознание общества и помочь ему понять, что только совместные усилия всех родителей, учителей, медиков, политических деятелей. – приведут нас к успеху. Имеет смысл борьба не столько против наркомании, сколько – борьба против ситуации, обуславливающей наркоманию, а иные виды поведения, ведущие к отходу от реальности. А значит последовательные общественные и административные усилия должны быть направлены на создание необходимой социально-гуманитарной среды; на формирование системы приоритетов, исключающих наркоманию. Итак, для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает неправильное распространение информации о наркомании.Различные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. После проведенных исследований оказалось, что школьники 10-12 лет, например, под влиянием фильмов, где приводится яркое описание жизни наркоманов, начинают играть в “наркоманов”. У подростков 13-17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться, и после чтения сенсационных статей в печати. При этом следует отметить, что профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами и глубоко не понимающих проблему наркомании, зачастую строится по принципу нудных нравоучительных нотаций и запугивания. Об эффективности такой профилактики говорить сложно. А параллельно идет другая “работа”: школьники обсуждают проблему в своем кругу, где есть “знатоки”.В результате опросов получилась следующая картина: вне зависимости от пола и возраста подростков главной причиной отказа оказалось не опасение за здоровье, а невозможность дальнейшего приобретения наркотических веществ.И напоследок. Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: “один раз попробуешь - привыкнешь”, “наркотики - белая смерть” и другие подобные изречения, а в провоцирующей ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов. По последним данным 32% подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов или приобретения уверенности.28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т. е. в результате стороннего внушения. 39,5% подростков пробуют наркотики из любопытства.Конечно, экономический кризис, социальная среда, проблемные семьи, дурная компания; педагогическая запущенность и т. д. - все это очень сильные обстоятельства, которые одними психолого-педагогическими воздействиями исправить нельзя, однако отрадно отметить, не так уж редко встречаются нормальные, психологически сбалансированные молодые люди, которые однозначно отрицательно относились к наркотикам, несмотря на то, что выросли и сформировались в центрах схождения всех самых негативных условий и факторов риска.